По данным Российского речного регистра, на конец 2016 года в Ленском бассейне зарегистрировано более 1,7 тыс. судов различного класса. Средний их возраст превышает 37 лет при нормативе в 25. При этом зарегистрировано 62 судна, срок эксплуатации которых колеблется от 57 до 68 лет.
С 1991 года в Республике Саха не построено ни одного судна, тогда как в советское время в Ленском бассейне работали 3 судоверфи (Качугская, Жилаговская, Осетровская), 2 судоремонтных завода (Красноармейский в Киренске и Жатайский) и 3 ремонтно-эксплуатационные базы (Осетровская, Алексеевская, Пеледуйская), на которых ежегодно строилось до 25 единиц флота.
В настоящее время ведется модернизация Жатайского судоремонтного-судостроительного завода, которая и направлена на обеспечение грузоперевозок водным транспортом в Ленском бассейне и на северо-востоке Арктической зоны. Ее цель – создание высокотехнологической верфи. По предварительным подсчетам, объем инвестиций в проект составляет более 5 млрд руб.
Кроме того, точками роста судостроительной промышленности также должны стать Амурский судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре и Восточная верфь во Владивостоке. Как подчеркивают в Минвостокразвития России, наращивание судостроительных мощностей на Дальнем Востоке – стратегически важная задача, закрепленная в госпрограмме развития судостроения до 2030 года.